Новости:
Что говорят!
|
Антикоррупционная экспертиза правовых актов и мониторинг законодательства.
Антикоррупционная экспертиза правовых актов и мониторинг законодательства.
21 октября 2011 года Михаил Юрьевич Кискин принял участие в заседании координационного совета при Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области, которое состоялось в г. Самара. Открыли заседание Уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека , заместитель Министра юстиции Российской Федерации Матюшкин Георгий Олегович, Губернатор Самарской области Артяков Владимир Владимирович и начальник Департамента по вопросам правоохранительной деятельности обороны и безопасности Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Горбатов Александр Владимирович. С докладом «Эффективность реализации территориальными органами Минюста России полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы» выступил Игнатович Георгий Федорович - начальник Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области. О проведении мониторинга законодательства и его применении доложила Горбунова Светлана Сергеевна, заместитель Директора Департамента законопроектной деятельности и мониторинга правоприменения Минюста России, которая отметила, что накопленный Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами опыт проведения мониторинга законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, проведение сравнительного анализа законодательства двух уровней, а также опыт законопроектной деятельности служит отправной точкой в развитии новой системы мониторинга законодательства в России. В этой связи представляется очевидным наделение Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» Минюста России функциями по организации мониторинга, осуществляемого федеральными органами исполнительной власти, и его методическому обеспечению. Проводимые территориальными органами Минюста России мониторинги законодательства охватывают наиболее значимые сферы правового регулирования: государственная гражданская служба, противодействие коррупции, оказание бесплатной юридической помощи, социальная адаптация лиц, освобождаемых из учреждений уголовно-исполнительной системы, социальное обеспечение отдельных категорий граждан и другие. За 2009-2011 годы проведено более 60 обзоров. Основанием для организации работы по проведению мониторинга законов области и правоприменительной практики послужили рекомендации Государственной Думы Российской Федерации о подготовке доклада о состоянии законодательства субъектов Российской Федерации. Ежегодные доклады о состоянии законодательства в настоящее время являются основной официально выраженной формой результатов мониторинга. Как отметил Михаил Юрьевич Кискин, указанный Указ Президента предусматривает обязательное участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в проведении мониторинга правоприменения. Также органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право проводить мониторинги правоприменения в инициативном порядке. В этой связи, как прозвучало в докладах на заседании координационного совета, актуальным видится вопрос принятия субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов, регулирующих порядок проведения мониторинга законодательства. В Приволжском федеральном округе нормативная основа проведения мониторинга правоприменения законодательными (представительными) органами государственной власти имеется только в Нижегородской области и Республике Татарстан. В докладах и выступлениях участников совещания было отмечено, что при построении системы мониторинга очень важной является проблема оценки эффективности закона и оценки эффективности деятельности органов власти. Результаты мониторинга должны заключаться не только в корректировке действующего нормативного правового акта или принятии нового акта, но и в рекомендациях, закрепляющих способ организации действий органов государственной власти и управления. Проведение апробации мониторинга правоприменения территориальными органами Минюста России показало, что мониторинг осложняется отсутствием методики его проведения для территориальных органов, а также отсутствием нормативного правового акта, регламентирующего порядок взаимодействия территориальных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предоставлению информации о деятельности данных органов в сфере правоприменения. Работники органов юстиции считают, что оценка эффективности действия нормативного правового акта должна проводиться на основании мнения правоприменителей, к которым необходимо относить не только органы государственной власти, но и институты гражданского общества, научные, общественные организации, средства массовой информации, установление взаимодействия с которыми при осуществлении правового мониторинга представляется необходимым. 1. Рассматривать заключения территориальных органов Минюста России о выявленных коррупциогенных факторах и направлять ответы на них в течение тридцати дней. 2. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы размещать проекты нормативных правовых актов на официальных сайтах в сети Интернет с указанием даты начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы. 3. При возникновении проблемных вопросов по оценке того или иного правового акта (проекта) на коррупциогенность обращаться в территориальные органы Минюста России для их совместного разрешения. 4. Проводить мониторинг законодательства и его правоприменения . В случае отсутствия нормативных правовых актов соответствующего субъекта Российской Федерации, регламентирующих проведение органами государственной власти субъектов Российской Федерации мониторинга законодательства и его правоприменения, инициировать разработку и принятие таких нормативных правовых актов. 5. Доводить результаты проведенных мониторингов законодательства и его правоприменения до общественности путем взаимодействия со средствами массовой информации, размещения информации на Интернет-сайтах территориальных органов. 6. Нарабатывать опыт привлечения институтов гражданского общества, высших учебных заведений, научных учреждений к проведению мониторинга законодательства и его правоприменения, изыскивать новые формы взаимодействия. Михаил Юрьевич Кискин направил в адрес Председателя Саратовской областной Думы письмо, в котором изложил содержание заседания координационного совета и предложил рассмотреть указанные рекомендации в порядке совершенствования законопроектной и информационно-аналитической работы областной Думы.
М.Ю.Кискин
Антикоррупционная экспертиза правовых актов и мониторинг законодательства.
![]() |
|