Новости:

Что говорят!

Как Вы относитесь к запрету уличной торговли?

За

Против


Подписка на новости:

Антикоррупционная экспертиза правовых актов и мониторинг законодательства.

Антикоррупционная  экспертиза  правовых актов и  мониторинг  законодательства.

 

21 октября 2011 года Михаил Юрьевич Кискин принял участие в заседании координационного совета при Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области, которое состоялось в г. Самара.

Открыли заседание  Уполномоченный Российской Федерации   при Европейском Суде по правам  человека    ,  заместитель Министра юстиции Российской Федерации Матюшкин Георгий Олегович,   Губернатор Самарской области Артяков  Владимир   Владимирович и  начальник Департамента по вопросам правоохранительной деятельности       обороны и безопасности Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Горбатов         Александр Владимирович.

С докладом «Эффективность реализации территориальными органами Минюста  России полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы»  выступил Игнатович Георгий Федорович     -    начальник Главного управления Министерства  юстиции      Российской Федерации по Нижегородской области.

О  проведении мониторинга законодательства и его применении доложила Горбунова Светлана Сергеевна, заместитель Директора Департамента законопроектной деятельности и    мониторинга правоприменения Минюста России, которая отметила, что  накопленный Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами опыт проведения мониторинга законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, проведение сравнительного анализа законодательства двух уровней, а также опыт законопроектной деятельности служит отправной точкой в развитии новой системы мониторинга законодательства в России.

В этой связи представляется очевидным наделение Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» Минюста России  функциями по организации мониторинга, осуществляемого федеральными органами исполнительной власти, и его методическому обеспечению.

Проводимые территориальными органами Минюста России мониторинги законодательства охватывают наиболее значимые сферы правового регулирования: государственная гражданская служба, противодействие коррупции, оказание бесплатной юридической помощи, социальная адаптация лиц, освобождаемых из учреждений уголовно-исполнительной системы, социальное обеспечение отдельных категорий граждан и другие. За 2009-2011 годы проведено более 60 обзоров.

Основанием для организации работы по проведению мониторинга законов области и правоприменительной практики послужили рекомендации Государственной Думы Российской Федерации о подготовке доклада о состоянии законодательства субъектов Российской Федерации. Ежегодные доклады о состоянии законодательства в настоящее время являются основной официально выраженной формой результатов мониторинга.

Как отметил Михаил Юрьевич Кискин, указанный Указ Президента предусматривает обязательное участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в проведении мониторинга правоприменения. Также органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право проводить мониторинги правоприменения в инициативном порядке. В этой связи, как  прозвучало в докладах на заседании координационного совета, актуальным видится вопрос принятия субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов, регулирующих порядок проведения  мониторинга законодательства.

В Приволжском федеральном округе нормативная основа проведения мониторинга правоприменения законодательными (представительными) органами государственной власти имеется только в Нижегородской области и Республике Татарстан.

В докладах и выступлениях участников совещания было отмечено,  что при построении системы мониторинга очень важной является проблема оценки эффективности закона и оценки эффективности деятельности органов власти.

Результаты мониторинга должны заключаться не только в корректировке действующего нормативного правового акта или принятии нового акта, но и в рекомендациях, закрепляющих способ организации действий органов государственной власти и управления.

Проведение апробации мониторинга правоприменения территориальными органами Минюста России показало, что мониторинг осложняется отсутствием методики его проведения для территориальных органов, а также отсутствием нормативного правового акта, регламентирующего порядок взаимодействия территориальных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предоставлению информации о деятельности данных органов в сфере правоприменения.

Работники органов юстиции считают, что оценка эффективности действия нормативного правового акта должна проводиться на основании мнения правоприменителей, к которым необходимо относить не только органы государственной власти, но и институты гражданского общества, научные, общественные организации, средства массовой информации, установление взаимодействия с которыми при осуществлении правового мониторинга представляется необходимым.

1. Рассматривать заключения территориальных органов Минюста России о  выявленных коррупциогенных факторах и направлять ответы на них в течение тридцати дней.

2.      В целях обеспечения  возможности  проведения  независимой  антикоррупционной экспертизы размещать проекты нормативных правовых актов на официальных сайтах в сети Интернет с указанием   даты   начала   и   окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

3. При возникновении проблемных вопросов по оценке того или иного правового акта (проекта) на коррупциогенность обращаться в территориальные органы Минюста России для их совместного разрешения.

4. Проводить мониторинг законодательства и его правоприменения . В случае отсутствия нормативных правовых актов соответствующего субъекта  Российской   Федерации,   регламентирующих   проведение   органами государственной    власти    субъектов    Российской    Федерации    мониторинга законодательства и его правоприменения, инициировать разработку и принятие таких нормативных правовых актов.

5. Доводить результаты проведенных мониторингов законодательства и его правоприменения до общественности путем взаимодействия со средствами массовой     информации,     размещения     информации     на     Интернет-сайтах территориальных органов.

6. Нарабатывать опыт привлечения институтов гражданского общества, высших учебных заведений, научных учреждений к проведению мониторинга законодательства    и  его правоприменения, изыскивать новые  формы взаимодействия.

Михаил Юрьевич Кискин направил в адрес Председателя Саратовской областной Думы письмо, в котором изложил содержание заседания координационного совета и предложил  рассмотреть указанные рекомендации в порядке совершенствования законопроектной и информационно-аналитической  работы  областной Думы.

 

 

                                                      М.Ю.Кискин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Антикоррупционная экспертиза правовых актов и мониторинг законодательства.